пятница, 7 февраля 2014 г.

Светлые дали (продолжение)

           ВЕРХНЯЯ УРЯ
      (Из семейного предания)
Как Сибирь велика! Но есть место одно,
Где бы шляпу я снял, обнажив шевелюру.
Перед ликом Саян есть большое село –
Называется Верхняя Уря.

При царе не хватало крестьянам земли.
Мужики-ходоки шли в Сибирь на разведку.
В Верхней Уре тогда и осели мои
С Украины пришедшие предки.

Никогда не был там, житель я городской,
Но с селом этим связан невидимой нитью:
Там родился отец, дед нашел упокой,
Когда вторгся в село рок событий.


Навалился свинцово Большой Перелом:
Путь в колхоз. Только так – не иначе.
Все, что нажито было тяжелым трудом,
Сдай в колхоз, а не то – раскулачим!

Не стерпела обиды казачья душа,
Но нет сил для борьбы и в забвении шашка.
«Быть в гурту иль не быть – самому мне решать!»
Своей смертью дед сделал отмашку.

Вот и счастью конец и земля – не своя.
Неутешны у бабушки горькие слезы.
И с обжитого места сорвалась семья –
Есть приют в Бородинском совхозе.

Можно все-таки жить и при новой поре:
Есть зарплата и хлеб в магазине,
Есть земля в огороде и скот во дворе –
Прочь тоска о своих десятинах!                                                                       

Смыслом новым вокруг наполнялась земля,
Трактора теперь в поле огромном пахали,
А у бабушки дочери и сыновья
Свои семьи уже создавали.

Все равно – жили общею дружной семьей
И трудились: в конторе, на ферме и в поле.
Нарождались и мы – поколения нового слой,
И другая нам выпала доля.

Помешала счастливому детству война,
Где отцы наши головы честно сложили.
Наши матери горя хлебнули сполна.
Честь и слава им – нас сохранили.

Мы росли и мужали у них на глазах,
Деревенскую жизнь на земле познавали.
Место в жизни потом мы нашли в городах,
Но про Верхнюю Урю слыхали.

И сидит еще жилка крестьянская в нас,
Обиходим с любовью землицу на дачах.
Наши дети и внуки там «калифы на час» -
Отдохнуть, нам помочь – их задача.

Оторвались их корни совсем от земли,
И все дальше они от натуры.
Стопроцентно теперь горожане они,
Им неведома Верхняя Уря…

…Мне же не все равно. Память сердца живет.
Из села слышу вести я не без печали –
Захирело село, уезжает народ,
И колхоз и совхоз долго жить приказали.

Зря в Сибирь, что ли, ехали предки мои,
Если снова поля занимаются лесом?
Неужель государству не надо земли
И к селу нет совсем интереса?
                         2011 г.


          СОНЕТ

Рождались в трудные годины.
Росли. Войдя в свои года,
Мы, как птенцы, гнездо покинув,
Поразлетелись – кто куда.

Мы разлетелись по России,
А это, ох, какая ширь!
Единый купол неба синий,
Под ним и матушка – Сибирь.

Раскрыли жизни мы кубышку,
Не пали вниз, не вознеслись.
Кому какая вышла фишка,
Такой и вышла наша жизнь.

Хоть и поврозь теперь живем.
Но помним все мы отчий дом.


              СОНЕТ

Мы постарели – братья, сестры,
Был путь наш пройденный не мал.
Калейдоскоп событий пестрых
Перед глазами промелькал.

Жизнь шла без громких мелодрам.
Нес каждый день свои заботы,
Звонил будильник по утрам
И отправлял нас на работу.

Крутились в собственных орбитах,
Варились в собственных котлах –
Мы жили в разных городах,
Нас в них втянуло, как магнитом.

И я нащупываю нить –
Как снова всех объединить.


          СОНЕТ

Писать стихи есть редкий труд.
Даешь талант и вдохновенье!
Подъем к Парнасу очень крут,
Не всем под силу восхожденье.

И если скромен Божий дар –
На восхожденье не надейся,
А допечет в груди пожар –
Дерзай и лезь, но не разбейся.

Потуги творческих усилий,
Что и сказать, есть маята,
Но пусть живет в тебе мечта,
Хоть и без радужных идиллий.

И чтоб в душе пожар не гас,
Пиши, дружище, в добрый час!
                    3. 2011 г.


            ПОЭТЫ

Поэты, как птицы, сидящие в кронах,
Чирикают каждый о чем-то своем:
Кто что-то бубнит и бубнит монотонно,
Кто самозабвенно поет соловьем.

Сколь песня красива у пташечки серой,
Таланта не надо ему занимать.
Дал, видно, Господь ему полною мерой
Искусство сердца человечьи пленять.

А в поле нет птахи милей жаворонка,
Где поле и небо есть дом для него.
Поет он осанну любимой сторонке,
Где славит он жизни земной торжество.


   ПРИВЕТ ОТ ЖАВОРОНКА
                             Евгении Токмаковой
Привет тебе большой от Жаворонка!
Так представляю с неких пор себя.
А ты, поэзии ценитель тонкий,
Есть поэтическая Мамочка моя!

И как над пашней, чистым еще полем,
Ты поддержала первый мой полет –
Была учительницей первой, что ли,
И строгим критикам давала укорот,

Когда они сурово ополчались
На слабости в творениях моих,
Ты разгоняла все мои печали,
Ища находки, зернышки удачи в них.

И оттого уже я был счастливым,
Уверенность в себе приобретал,
Над золотистою осенней нивой
Мой голос жаворонком зазвучал.

Стал видеть сам в строках свои промашки,
Все меньше в них ненужной шелухи
И вскоре в заводской многотиражке
Печатать стали и мои стихи.

А дальше – больше. Время побежало
И в становлении прошло немало лет.
И вот уже оно и состоялось –
Мои три книги увидали свет.

Пусть до больших высот я не поднялся,
Мой добрый друг, благодарю тебя!
Что я на этом поприще остался –
Заслуга есть немалая твоя!
                 20. 09. 2011 г.


          МОЯ ГРАФИНЯ

Хотел, хотел дела я прекращать
С рифмоплетеньем слов, с книгоизданием,
Но крепко привязалась, как видать,
Ко мне девица – графомания.

Как не себе, а ей принадлежу.
Душа и ум находятся в борении.
Как труден выбор! Душу ублажу –
Писать продолжу я стихотворения.

С душой – девицею продолжу жить,
Хоть голова моя покрыта инеем.
Я буду с нежностью ее любить
И называть – «моей графинею».

Пусть ум кричит: «Ты разоришься с ней!
Убытки сплошь, таланта недостаточно!»
Ах, Боже мой! Тебе, конечно же, видней,
Но изменять ей тоже непорядочно!

О, спутница моя! Продолжим ход.
С тобой мы вместе больше, чем приятели.
Не прекращаем – движемся вперед,
Поскольку есть свои у нас читатели!
                      2. 02. 2012 г.



МОЙ ПАРНАС БЕЗ ПРИКРАС
          (Хулиганское)
Мчал мальчишкой я по полю.
Конь колхозный – не Пегас.
Знать не знал поэтов долю
И не ведал про Парнас.

Но пришла пора томленья,
Забурлила в жилах кровь
И запел я от волненья
Про горячую любовь.

«Дар ненужный, дар случайный»
Вдруг вселился и в меня,
Сел нежданно и нечайно
На крылатого коня.

И помчался не к Парнасу –
На хрен греков мне гора!
Мне и холм сибирский красен,
Жизни яркая пора.

Может, стал похож на чукчу –
Что увижу, то пою.
Это дело все же лучше,
Чем валяться во хмелю.

Что мне классиков довленье –
Я своей эпохи сын!
И мои стихотворенья –
Память прожитых годин…
             5. 11. 2012 г.



          ОТЗВУК
             Татьяне Наталушко
Момент прекрасный озаренья,
Его не знаешь, где найдешь.
Я написал стихотворенье,
Послал немедля в вестник ЗОЖ.

Был в рифму импульс мой мгновенным –
Разряд ума и сердца ток,
И отзвук необыкновенный
Я получить обратно смог.

Мой лирный звук распространился
Двухмиллионным тиражом.
Я чтеньем писем насладился,
Что приходили мне потом.

И незнакомые мне лица
Вдруг встали в круг моих друзей,
А на краю земли сестрица
Нашлась с фамилией моей.

Соединились мы сердцами
И, с расстоянием борясь,
Уж годы, годы между нами
Все длится родственная связь…
                31. 01. 2012 г.


     ДВЕ НЕВЕСТКИ
   Светлой памяти бабушки Степаниды
Будто две сестрицы- ивушки
Вместе, рядом возросли.
У бабули Степанидушки
Две невестки в дом вошли.

Жизнь должна теперь упрочиться.
Совпаденья чудный штрих:
Оказалось – имя, отчество
Одинаковы у них.

Было это очень здорово –
Как изюминка семьи:
Просто две Марии Федоровны
Счастье здесь свое нашли.

Для бабули затруднение:
Клич к одной, а две бегут.
Было мудрое решение –
Шла что б та, кого зовут.

«Ты постарше и учителка –
Будь Марией для меня,
А тебя, простую дивчину,
Звать Марусей буду я».

Две невестки, сестры-ивушки,
Были в доме том в цене.
У бабули Степанидушки
Мир и лад царил в семье.
        3. 11. 2011 г.


      ТЕТЯ МАРУСЯ
             Памяти Благой Марии Федоровны
Милая, добрая тетя Маруся!
Жизни нелегкой длиннющая нить.
Только в стране, именуемой Русью,
Могут Великие Матери жить.

Женщина прочной и твердой породы,
Молодость чью опалила война.
Были трудны и дальнейшие годы,
Их исчерпала до самого дна.

Бог полюбил ее за добродетель,
Дал сколько можно и духа и сил,
Подвиг он жизненный сверху заметил,
Долгою жизнью ее одарил.

Дал величайшее счастье земное –
Видеть живыми своих сыновей,
Внуков и правнуков гладить рукою,
Благословлять их любовью своей…
                           2012 г.

             МАМА
       Памяти Богдановой Марии Федоровны
Тебя всегда мы помним, мама!
Пока живем, нам не забыть
Характер стойкий и упрямый –
Каким и должен был он быть.

Нас было семеро по лавкам
И всех одень и накорми.
И чтобы выполнить заявки,
Всегда вставала до зари.

Пережила войну, бесчинства
И смерть по жизни двух мужей,
Свершила подвиг материнства –
Всех сохранила нас – детей.

И довела всех нас до толку,
Сама же не убереглась.
Как жаль, что жизнь была недолгой,
Хотя и внуков дождалась…


ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ БЫТИЯ

Живу: то в городе, а то – за ним –
С тайгою рядом смог обосноваться.
Спешу туда, желанием гоним,
Душой и телом чтобы растворяться.

Быть может, громко высказался я
О месте том, где я могу забыться,
Но есть в нем смысл великий бытия –
Не праздновать, а на земле трудиться!

И пожинать плоды своих трудов,
И становиться чуточку поэтом.
Пахать с утра до вечера готов.
Движенье – жизнь! Не я сказал об этом.

…Вот еду вновь, как спущенный курок,
Поездка каждая как меткий выстрел.
Примчит к платформе электричка в срок,
А там пешком – не медленно, а быстро.

Дорогою шагаю не один –
Идет народец дачный вереницей.
Так пролетело множество годин
И реже все знакомые мне лица.

Пока еще я многих обгоню
И, даже, шуструю гражданку эту.
Быть может, пассию я упустил свою,
Не усмотря в ней нужные приметы.

Упущенное надо б наверстать –
Еще пока душа об этом просит.
Мне б не Америку догнать и перегнать,
А чтобы позднюю достойно встретить осень…
                             19. 10. 2011 г.


          ОДНА

Уж так случилось, что одна
Теперь живу ли, прозябаю…
Пусть в голове есть седина,
Но полной жизнью жить желаю.

Держусь с надеждой на плаву,
Еще хочу и то и это.
Полгода дачею живу,
Как соловей, зимой жду лета.

На даче баба я и бык,
Но далеко мне до порядка.
Ах, если б рядом был мужик –
Копал бы землю мне под грядки!

И был исправен бы забор,
И не текла бы крыша в слякоть.
Сподручней мужику топор,
А бабе с ним лишь только плакать.

Пусть он бы пахнул табаком
И рюмку выпить – Бога ради.
Глядишь, когда бы перед сном
Меня, жалеючи, погладил.

Ко мне с любовью бы приник,
И я б к нему тесней прижалась…
Ах, если б рядом был мужик,
Я бы жила – не прозябала!
               22. 02. 2012 г.


          СЕНТЯБРЬ

Вновь сентябрь как сон.
Небосвод синий чист.
А с берез, невесом,
Желтый падает лист.

Он слетел уж с осин –
На земле посмотри.
Одиноких рябин
Полыхают костры.

Только хвойных дерев
Не меняется вид.
Солнце, землю согрев,
К горизонту спешит.

И все позже восход
И все раньше закат.
Опустел огород,
Оголился и сад.

Вот и время пришло:
Бабье лето стоит –
Красота и тепло,
Далей светлых магнит…
            25. 09. 2011 г.

          ДАЧНОЕ

А осенью на даче много дел –
Достойно надо завершить сезон.
Чтоб ни о чем зимой не сожалел,
Побольше поработать есть резон.

Вскопаю я к весне весь огород,
Пока зело натренирован я –
Поменьше будет мне весной хлопот,
Когда готова под посев земля.

Весною я с силенкой не в ладу –
Расходуется за зиму запас.
И это обстоятельство в виду
Не упускаю из ума сейчас.

И день за днем в работе я потел,
Лень гнала прочь крестьянская душа,
Да вот беда – продукты все подъел.
Спасай меня от голода лапша!

Но радуюсь – дел много сделать смог,
Все легче будет после – по весне,
А урожай увез домой сынок
И тем облегчил он заботы мне…
                    25. 09. 2011 г.
    
   РАННЕЕ УТРО

Рано проснулся опять –
Долгая осени ночь.
Пробовать буду вставать –
Больше валяться не в мочь.

Встану и – через порог
Выйду на улицу в темь.
Чуть засветился восток.
Сумрачно, но не совсем.

Черен за домиком лес –
Скопище елок и верб.
Светят лишь звезды с небес,
Узенький месяца серп.

Видимость – на три шага.
Холодно – слабо одет.
Нечего делать пока,
Надо дождаться рассвет.

Выйду я вновь через час –
Звезды потухли уже,
Месяца серпик погас,
День новый на рубеже.

Ало пылает заря,
Красное солнце встает.
Утро конца сентября
Будто на подвиг зовет…
                27. 09. 2011 г.


   ОСЕНЬ В КРЮЧКОВО

Вот и все. В октябре ставлю точку
Я на всех огородных делах.
На боку, опрокинуты, бочки –
Пусть лежат до весны в штабелях.

Нет в Крючково движения боле.
Пуст поселок – кричи, не кричи.
Нет – есть где-то еще трудоголик –
Торопливо, как дятел, стучит.

Вся вокруг засыпает природа.
Как печален дерев голый вид!
Невеселое времечко года,
Дождь с утра, чуть живой, моросит.

На кустах, как слезинки, дождинки –
Будто плачут о лете кусты.
В октябре мне печаль не в новинку
И о новом сезоне мечты.

Сколько лет уже здесь я и что же –
Пролетели, промчались года.
И впервые молюсь я: «О, Боже!
Дай вернуться весной мне сюда!»

Вновь свое продолжать буду дело,
Уверяясь, что есть в нем резон.
Будет радость душе, польза телу,
Если новый открою сезон…
                         8. 10. 2011 г.


НЕУГОМОННАЯ ДУША

О лете память так свежа,
Но власть прибрала осень.
Неугомонная душа
Покой еще не просит.

Пока еще ей не до сна.
Привыкшая к движенью,
Начатых летних дел она
Желает продолженья.

Душа моя, ты не права –
Всему свое есть время.
Давай отдышимся сперва,
С другой знакомясь темой.

Другие есть дела у нас,
Хоть нет на них охоты,
Но не волнуйся – в добрый час
Возьмем и их в работу.

Все недоделки – на потом,
Хоть так и не годится.
Другое время за окном –
Пора переключиться…
          13. 10. 2011 г.


   ПЕРВЫЙ СНЕГ

На дворе уже поздняя осень.
Время мчит – не сдержать этот бег.
Посерела вчера неба просинь,
Нынче глянь – за окном первый снег.

Первый снег, как всегда, впечатляет.
Он зимы предстоящей зачин,
Он, как правило, вскоре растает,
Он стряпухи-зимы первый блин…

     СВЕТЛЫЕ ДАЛИ

Осень – время не беспечное:
Надо полнить закрома,
А потом дела сердечные
Отодвинула зима.

Запуржило дали светлые –
Не пройти в метель-буран.
Все мечты твои заветные
Отошли на задний план.

Что дано на испытание,
Сохрани в самом себе.
Есть надежды в ожидании
И не вечно быть зиме.

И примчатся дни весенние –
Неба солнечный простор,
То, что не ушло в забвение,
Снова вспыхнет, как костер.

Снова будут дали светлыми
И дорога к ним ясна.
Все дела твои заветные
Возвратит тебе весна…

     ЕДУ ОДИН

Снова я еду в туманную даль.
Осень щипает души моей струны.
Выпавший снег навевает печаль.
Рядом попутчицы нет – говоруньи.

Помнится, едучи с ней, не скучал,
Даже к себе ощущал благосклонность.
Как бы хотелось, и как бы желал,
Чтоб превратилась она во влюбленность!

Общие дачные наши дела,
Разные только тропинки средь кочек.
Нынче поехать, видать, не смогла –
Мало ли дома каких заморочек?

Жизнь наша – времечко зрелых годин,
Мало кто сердце кому-то затронет.
Нет говоруньи – я еду один,
Хоть и людей очень много в вагоне…

                         25. 10. 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий