пятница, 7 февраля 2014 г.

Сладкая каторга

             КРЮЧКОВО
          (Истории дачной начало)
Преддверье тайги и земли неудобь:
Деревья, кустарник, пеньки да каменья.
Решили в верхах – пусту не было чтоб,
Ее трудоголикам дать во владенье.

Народец – рабочее-крестьянский, простой,
Копаться в землице имеет привычку,
Рванул в этот край он с бэушной доской,
В набитой, как сельдью, битком электричке.

Платформа  Крючково. Сгружайся, сходи,
Иди в караване рабов-добровольцев!
Согбенный, ступай во владенья свои,
Корчуй свой участок, копайся и стройся!

Судьба ли, случайность – Крючково меня
Как будто каким-то крючком зацепило,
Вручило топор и лопату и вилы
И – стала частица Крючково моя.


Попался на удочку будто пескарь?
Да нет же – мне край этот стал даже милым:
Лечил он надежно душевную хмарь,
Давал и здоровье, и бодрость, и силы.

…Крючково, Крючково! Ты держишь меня!
И я не могу от тебя отцепиться!
Ты спросишь: хочу ли сам этого я?
Сознаюсь – с тобой не хочу распроститься!

     КЛОЧОК  ЗЕМЛИ

Когда-то здесь был леса бурелом –
Участок выпал мне в глуши таежной.
Я в руки брал топор, лопату, лом
И делал невозможное возможным.

Пни корчевал. Повывернул камней –
Хватило бы себе на пирамиду!
Я выходных истратил уйму дней,
Пока достиг приемлемого вида.

Растут теперь огурчик, помидор,
Картошечка, морковочка, укропчик.
Светло и радостно ласкают взор,
С весны до лета, разные цветочки.

Не шастаю теперь я по лесам,
Набраться дикой ягоды-малины.
Ее теперь выращиваю сам,
И в том числе виктории рубины.

Наверное, сильны еще во мне
Наследственные гены земледельца,
Что каждый год бушуют по весне
И кочегарят жарко в моем сердце.

И, кажется, стараются не зря:
Мой  урожай – осенняя награда!
Здесь труд мой не для дяди – для себя,
Начальников мне даром здесь не надо!

Клочок земли я этот полюбил,
Ему мое почтенье и вниманье.
Здесь, как Антей, я набираюсь сил,
Второе обретаю здесь дыханье…


   ПОД  СЕНЬЮ  БЕРЕЗ

Бывает – мрачнеешь, как туча
И места не можешь найти,
Тогда в край таежный, дремучий
Ведут все дороги-пути.

Моментом рюкзак собирался
И – прочь городские черты!
Наверно, вот так и скрывался
Монах от мирской суеты.

В лесную суровую местность
Тропа, извиваясь, ведет.
Под слаженный птичий оркестрик
Из пепла душа восстает.

И под кукованье кукушки
Идешь, набираешься сил,
Приходишь к заветной избушке,
Которую лично срубил.

И снова ты весел и светел,
И радость вскипает до слез –
Как будто любимую встретил
Под сенью кудрявых берез!

УТРО  НА  ДАЧЕ

Люблю я легкость пробужденья
На даче летнею порой.
Ищу я там отдохновенья
От спешки в жизни городской.

Там исчезают все тревоги,
Печаль вчерашняя, как сон.
Легко несут тропинкой ноги
Под легкий птичий перезвон.

Сегодня снова вижу солнце
В небесной чистой синеве,
В истоме млеющие сосны,
Алмазный блеск росы в траве.

Гудит в малине шмель сердито.
Из леса слышится: «Ку-ку!»
Сосед с литовкой деловито
Уже обкашивал межу.

А у меня свои заботы.
Ну, здравствуй, новый божий день!
Сейчас и я включусь в работу,
Стряхнув остатки сна и лень…

     ПОПУТЧИЦА

Ты говоришь – пронзило током,
Когда я, взяв за локоток,
Тебе, бабенке одинокой,
В электропоезд влезть помог?
Что я своим прикосновеньем
Нарушил личный твой покой
И, будто рок иль наважденье,
В вагон последовал с тобой?
Увы, не знал я про такое,
Ни сном, ни духом не гадал,
Но я почувствовал другое –
Мне Бог попутчицу послал.
С ней поболтаю о погоде,
Поговорю о том, о сем:
Не про любовь уж в наши годы –
Про хлеб, про землю в основном.
Короче будет путь на дачу,
А там у всех свои дела,
Но вышло как-то все иначе –
Ты тон беседе задала.
Веселым был рассказ едва ли,
Тебе сочувственно внимал,
Все твои горести-печали,
Как боль свою воспринимал.
Был снят с души тяжелый камень,
На сердце полегчало враз,
Возникло Нечто между нами,
Сроднило что-то будто нас.
Возникло светлое начало,
Взаимный, что ли, интерес.
«До встречи!» мне, сходя, сказала
И – ворохнулся в ребрах бес…

          *     *     *

Как солнечно утро, как радостно взору
Омытая зелень вчерашним дождем!
Легко и приятно вставать о ту пору
И думать о чем-то тебе дорогом.

Кукуют кукушки, щебечут пичуги.
Росинки алмазно искрятся в траве.
Молодцевато, походкой упругой
Иду я тропинкой навстречу судьбе.

Вчерашнюю сумрачность спрятали горы,
Исчезла дождливая нудная хмарь.
Да здравствует солнце над милым простором,
В котором я нынче работник и царь!


          *     *     *

Поздний вечер. Звезды в небе.
Путь-тропинка через лес.
К месту мне придти скорей бы,
Рюкзака откинуть вес.

Превратился сумрак в темень.
Свет в окне, а мне приют.
Растекаться будет время
Бегом сладостным минут.

Летней ночке мало длиться,
Упоенья краток срок.
Все равно взлетаешь птицей
Утром, выйдя за порог…

          СВОЙ  ЛЕСОК

Не велик в восемь соток участок,
Но оставлю в углу свой лесок –
Чтоб в тайге буреломной не шастать,
Чтобы свой пить березовый сок.

Чтобы был по утрам я разбужен
Пеньем пташек и таял душой,
Чтобы выпил стопарик и тут же
Закусил из под ног черемшой.

Чтобы, время придет, за грибами
Далеко не ходить – вот они!
Чтобы тут же мне, между делами,
Посшибать с кедра шишки свои.

Чтоб водились зверушки из мелких
И, когда мне совсем недосуг,
Запасалась бы шишками белка,
Шелушил бы горох бурундук.

Чтоб зимой ночевали здесь зайцы
В пуховитом, под пихтой, снегу…
Это все-таки здорово, братцы,
Свой лесок заиметь наяву!


          *     *     *

Наконец-то погода обещана!
Еду, новой весной опьянен.
Ущипни меня, добрая женщина,
Чтоб поверил, что это – не сон!

Электричка несется метелицей,
Завывая местами в пути.
После долгой зимы аж не верится,
Что я еду в «пенаты» свои!

А с тобою мы нынче попутчики –
Каждый едет в свои «шалаши»,
Но, быть может, найдутся и ключики
К заповедным глубинам души?

Мы в вагоне сидим нынче рядышком
И сердца наши тукают в лад.
«Хорошо, хорошо, ну и ладушки!» -
Под вагоном колеса стучат…
                       18. 05. 2006 г.

          *     *     *

Кто о чем, ну а я о погоде –
Все-то каверзы в месяце мае:
То уж к лету идет дело вроде,
То к зиме будто вновь убегает.

Только есть и на холод управа –
Одевайся ужо потеплее!
Отправляйся в поход не за славой,
А на дачу – морковку посеять…

   ЖИМОЛОСТЬ

Утро славное выдалось –
Дождь ночной, как и не был.
В блеске солнечном жимолость,
Фоном чистое небо.

Вижу явь, а не мистику,
Где шедевром картинка:
В каждой чашечке листика
Жемчугами дождинки.

Перлы их окантованы
Бирюзой – синью ягод.
Я смотрю, очарованный –
Не отнять от них взгляда.

Но собрать надо ягоды,
Сладость их предвкушаю
И рукою протянутой,
Красоту нарушаю.

Трону ветку – посыплется
Вниз жемчужная россыпь,
Только ягоды видятся –
Их душа моя просит.

До чего же полезные –
Это с детства я знаю!
Витамином с железом я
Сам себя напитаю.

Оттого-то и помнится
И стоит все в глазах
Притаежная скромница,
Ягод синь-бирюза…


СЛАДКАЯ  КАТОРГА

Голова ты моя бестолковая –
Все не там себе дело найду!
Много лет землянику садовую
Развожу в притаежном саду.

Ах, какая прекрасная ягода –
Так и млеет и тает во рту!
Если б знал я – какие с ней тяготы –
Обошел бы ее за версту.

Я ж работу повел с ней отменную,
Все в наклонку, вприсядку, ползком,
А спина и суставы коленные
Отдавали мне болью потом.

Ублажал вкуснотою семейственность
И ковал дополнительный рупь.
Не нашел в этом деле преемственность,
Чтобы шло оно дальше и вглубь.

И взорвался я нонеча матерно
(Рядом не было женщин, детей):
«На х… мне эта сладкая каторга!
Сколько можно мне мучиться с ней?»

          ОГУРЦЫ

Привалило счастье с огурцами –
Только собирать их успевай.
Стал рюкзак тяжелым за плечами,
Но обиды нет на урожай.

Груз приятный. Мы его осилим –
Огурцы дотащим, довезем.
Лишь бы они выросли и были,
А уж в дело их произведем.

Наедимся свежими их вволю,
А излишки пустим на засол.
В маринаде с сахаром и солью
Попадут они на зимний стол.

К ним добавлен  хрен, чеснок, укропчик,
Чтобы был и вкус и аромат.
Огурцы зимою, между прочим,
Под стопарик здорово летят…


СТАЛИ  БЕРЕЗКИ  БОЛЬШИМИ
                                 Брату Сергею
Муж седовласый с душою мальчишки –
Звездочки яркой мерцающий свет.
Как же я рад нашей встрече, братишка!
Много с тобой мы не виделись лет.

Как же давно ты в саду моем не был!
А ведь ты был у истоков его.
Малые пихты уж вперились в небо,
Кедрик, найденыш твой, стал о-го-го!

Шишки бывают  теперь на вершине,
Жердью длиннющей тебе не достать.
Стали березки у дома большими,
Прежнего вида почти не узнать.

Нынче ты вновь посетил мой участок:
Ягодки, зелень, цветочки, тепло –
Дачной идиллии краткое счастье,
Даже с погодой тебе повезло.

Были едиными наши начала:
Детство, деревня, а после – завод.
После – судьба тебя в дали позвала,
Ты на чужбине который уж год.

Где кому быть – это свыше задача.
Слесарь-лекальщик не твой, знать, удел.
Путь был другой для тебя предназначен.
Я здесь остался, а ты улетел.

Где приземлился? Не будем об этом,
Но, как художник, раскрыл свой талант.
Я же тусуюсь средь местных поэтов,
Только не профи я, а дилетант.

Жизнь я рисую не кистью – словами,
Это мое состоянье души.
Занят я больше земными делами:
Вот он, мой сад, в притаежной глуши.

Это второе  мое увлеченье,
Воздухом чистым здесь вдоволь дышу.
Ген земледельца во мне без сомненья –
Здесь не пишу я, а только пашу.

Возраст уже не для мощного взлета,
Время стремительной речкой течет.
Пенсионер, но хожу на работу –
Маслице к хлебу дает мне завод.

Ты – помоложе и скроен покрепче,
Твердая воля и впору мечты.
Здесь отдохни и пусть родина шепчет:
«Помни меня и – положь на холсты!»
                      20. 09. 2008 г.

     ГДЕ  ХОЗЯЙКА?

На этой даче были все в порядке
Садово-огородные дела:
Цветы у домика, ухоженные грядки –
Хозяйка работящею была.

Морковка, лук, чеснок и помидоры
Росли в заботе, а не просто так.
Цвел одуванчик только за забором:
Всяк дачник знает – злостный он сорняк.

А нынче он забуйствовал на грядках,
Шары пушистые стал ветер обдувать.
Все сорняки поперли без оглядки –
Давно средь гряд хозяйки не видать.

Печально видеть запустенье дачи,
Гостеприимство испытать где довелось.
Глаза, все это видя, горько плачут.
Так что же здесь с хозяйкою стряслось?

Или здоровья поослабли гайки,
Иль дел других нависла полоса?
Увы, все хуже: нет в живых хозяйки –
Призвал ее Господь  к себе на небеса…
                              22. 06. 2009 г.

ВОДОРАЗДЕЛ

Садоводству предел –
Дальше море тайги.
Это – Водораздел –
Царство Бабы-Яги.

Разделил без затей
Он земли неудобь:
Речки мчат в Енисей
И в далекую Обь.

Здесь близки небеса,
Как струна горизонт,
И звучат голоса
В летний дачный сезон.

И обжил этот край
Работящий народ,
Свой находит здесь рай,
Свой Эдем создает.

Каждый Царь или Бог
На участке своем.
Хоть сюда путь далек –
Он ему нипочем.

Здесь начальников нет,
Здесь природе он рад –
Утром видит рассвет,
Вечерами – закат.

Эх, сюда б чернозем –
Здесь землица скудна!
Хорошо быть вдвоем –
«Отдыхать» дотемна…
            27. 02. 2010 г.


          АНТИТЕЗА

                                МОЙ  САД
                      «Пришла весна. Я в сад иду.
                         Меня он ласково встречает…»
                            Варвара Кудряшова-Гашина
Вот и осень пришла. Я из сада иду.
Он тихо, с печалью меня провожает.
Не слышно уж птичьего пенья в саду,
И ветер, сдув листья с берез, утихает.

Да, месяц октябрь совсем не апрель.
Вот первый снежок стал на землю ложиться.
Он стает еще, будет с крыши капель,
Но время подходит зиме появиться.

Все бочки избавлены мной из воды.
Землица лопатою вскопана с жаром.
Надеюсь, осенние эти труды
Мне будут весною бесценнейшим даром.

Здесь воздух и осенью чистый, хмельной,
Мне здесь от трудов бы чуток отдышаться,
Но вынужден саду махнуть я рукой
И с ним до весенней поры попрощаться.

Мне только до осени быть в нем резон –
Собрать урожай и дела подытожить.
Мой сад! Ты отрада моя на сезон,
Ты – отдых и…сладкая каторга тоже!
                        26. 10. 2010 г.

          *     *     *

Ветер морось приносит
В опустевший мой сад.
Вот и к финишу осень,
Лес печалью объят.

Снял убор золотистый –
На полу вся листва,
И, торжественно чистый,
Он не плачет едва.

Я и сам чуть не плачу –
Здесь теплу малый срок.
Запираю я дачу
До весны на замок.

Ухожу. Льдинки в лужах
Под ногами хрустят.
Мухи белые кружат.
Впереди – снегопад…
          18. 10. 2010 г.

СВОБОДЕН  ДО  ВЕСНЫ

День поздней осени прозрачный,
За ним виднеется зима.
Сезон закончен мною дачный,
Что наросло – все в закромах.

Я до весны теперь свободен
От земледельческих работ.
Для дел других вполне пригоден,
Приходит свой для них черед.

Вся тема зимних дел открыта,
Занятий много здесь найти:
Завалы жилищного быта
Пора приходит разгрести.

Неплохо о себе подумать –
Во что одеться, что обуть,
Как телу дать режим разумный
И как душою отдохнуть?

Есть время в замыслах дотошно
Искать зерно без шелухи,
О настоящем и о прошлом
Писать рассказы и стихи.

Зимой печалиться не надо,
В спортивной форме надо быть.
Жизнь и зимой приносит радость –
Ее лишь надо находить.

                 25. 10. 2009 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий